РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА

по адаптации к новому месту учебы

 Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшний день? Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть у юноши или девушки, только что поступивших в колледж? Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!». И  правда, это только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным!  Но ведь никто не задумывается  о том, что у того же юноши или девушки могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.

            Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части учащихся первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками. Этот период является для учащегося «трудным возрастом», «переломным периодом». В это время заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

 

     Трудности адаптации в этот период связаны с 3 главными обстоятельствами:

  • Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан  возрастом.
  • Несовпадением старого стиля родительства и новых потенциальных возможностей этого возраста.
  • Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников.

      Учебная жизнь начинается с первого курса, и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека и будущего специалиста.

 Преподаватель  в своих наблюдениях за учащимся может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки

адаптированности:

Низкий уровень адаптации:

  • учащийся равнодушно или отрицательно относится к колледжу;
  • нередки жалобы на здоровье;
  • преобладает подавленное настроение;
  • наблюдаются нарушения дисциплины;
  • учебный материал усваивается фрагментарно;
  • затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;
  • домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, куратора или родителей;
  • для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;
  • общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;
  • близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.

Средний уровень адаптации:

  • учащийся положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;
  • понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;
  • усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;
  • сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;
  • бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;
  • почти всегда выполняет домашние задания;
  • общественные поручения выполняет добросовестно;
  • дружит со многими одногруппниками.

Высокий уровень адаптации:

  • учащийся положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;
  • учебный материал усваивает легко;
  • глубоко и полно овладевает программным материалом;
  • решает усложненные задачи;
  • прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;
  • выполняет поручения без внешнего контроля;
  • проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;
  • общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;
  • занимает в группе благоприятное статусное положение.

 Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников

  1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в колледже и требованиями к знаниям.
  2. Объяснить учащимся правила работы с книгой, методическими пособиями.
  3. Учитывать индивидуальный подход к учащемуся при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
  4. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.
  5. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу учащегося: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.
  6. Проводить менее стрессогенный опрос: письменный, тестовый или групповой.
  7. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.

8.. Всячески предупреждать повышение тревожности у учащихся.

  1. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы учащимся эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.
  2. Применять методы обучения педагогов - новаторов.
  3. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития учащегося.