Переходный возраст: особенности контакта с подростками

9513d05f7c3535ce7a14149c06be3d81.jpeg

        

Как и когда ребенок становится подростком, подросток – юношей, юноша – взрослым? Это происходит не в один день, и часто возрастные перемены незаметны для нас: еще вчера наши дети были маленькими, нуждались в нашей заботе и опеке, а сегодня они заявляют о своей взрослости, требуют самостоятельности и независимости. Этот возраст называют по-разному: «трудным», «переходным», «кризисным». Он действительно резко отличается от прочих этапов жизни ребенка. Подростковый возраст – это время интенсивного, но неравномерного
развития. Различные системы организма развиваются с разной скоростью.Так, зачастую кровеносная система не успевает за ростом костной и мышечной. Такие же значительные различия существуют и в психическом развитии, в интересах, в умственной зрелости, уровне самостоятельности детей, причем различия эти не исключение, а правило. Подросток может быть в одних отношениях уже взрослым, а в других – еще совершенно
ребенком.

         Подростковый возраст – это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Подросток часто уже ставит перед собой цели, сам планирует их осуществление. Но недостаточность воли сказывается, в частности, в том, что, проявляя настойчивость в одном виде деятельности, подросток может не обнаруживать ее в других видах. Наряду с этим подростковый возраст характеризуется импульсивностью. Порой подростки сначала сделают, а потом подумают, хотя при этом осознают, что следовало бы поступить наоборот. Подросток, как уже
отмечалось, стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его контролируют, наказывают, требуют от него послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами, что приводит к конфликтам в семье и учреждении образования.

         Какие психологические особенности подростков делают этот возраст особенно опасным? Неравномерность физического развития сказывается на общей деятельности. Часто в этом возрасте дети жалуются на головные боли, головокружения, на быструю утомляемость. Это, как правило, не симуляция, а проявления особенностей развития. В этот период организм особенно раним и чувствителен к внешним воздействиям. Поэтому очень важно создавать для подростков щадящий режим, следить,чтобы они достаточно спали, отдыхали, гуляли. Психическая организация подростка очень нестабильна, причем на всех уровнях: эмоций, чувств, интеллекта. Это и крайняя неустойчивость самооценки и при этом максимализм; и снижение настроения, тревожность, легко возникающие страхи. Подростки часто бывают ранимыми и в то же время грубыми, тонко переживающими и одновременно несдержанными. Часто нам приходится слышать от наших детей обидные или несправедливые высказывания. Но, как правило, эти высказывания вызваны не столько их действительным отношением к нам, сколько ситуативным эмоциональным состоянием. Взрослым, важно понимать, что подростки не всегда способны себя контролировать. Несмотря на все свое стремление к взрослости, они еще недостаточно зрелы для этого и нуждаются в руководстве со стороны
взрослых.

         В подростковом возрасте с особой остротой встает проблема баланса поддержки и контроля. Часто подростки активно восстают против контроля и руководства со стороны взрослых, отстаивая право на самостоятельность. Но отрочество – это еще не то время, когда дети могут совершенно обходиться без родительского контроля, просто нужно поменять соотношение этого контроля. Кстати, сами дети, что бы они ни заявляли в момент конфликта, тоже активно нуждаются в помощи взрослых. Отсутствие внимания к своей жизни они считают проявлением безразличия и равнодушия. Поэтому очень важно, чтоб мы, взрослые, помогли подросткам справиться с внутренними конфликтами. Именно от нас требуется гибкость поведения и реагирования на потребности ребенка.

         Каким образом можно искать баланс контроля и самостоятельности? Когда ребенок достигает подросткового возраста, можно разделить все предъявляемые к нему требования на три условные группы. К первой группе относятся требования, выполнение которых не обсуждается (возвращаться домой к определенному времени, звонить, когда задерживаешься). Ко второй группе относятся требования, варианты, выполнения которых мы как родители готовы обсуждать с подростком (сколько времени проводить за компьютером, как планировать свободное время). К третьей группе относится то, что ребенок решает
самостоятельно, но вы готовы оказать ему помощь поддержкой или советом, если потребуется (с кем дружить, какие кружки посещать). Эти
группы требований необходимо обсудить с ребенком. Сделать это можно примерно в такой форме: «Теперь ты уже взрослый и многие вещи можешь
решать сам. Например, мне кажется, что ты способен сам решать, какие кружки посещать. В некоторых случаях я готова обсуждать с тобой вариант. Например, как ты считаешь, сколько времени ты можешь проводить за компьютером? Но есть некоторые правила жизни в доме, которые тебе придется соблюдать, пока ты живешь с нами. Например, это касается времени возвращения домой». Постепенно некоторые требования могут переходить из одной группы в другую: скажем, когда Вы уверены в том, что Ваш ребенок способен самостоятельно планировать выполнение уроков, контроль можно передать ему. Немалую трудность доставляют нам частые перепады настроения и эмоциональные срывы у подростков. Вспомним то время, когда дети были совсем маленькими, когда они только
научились ходить. Нам приходилось прятать от них острые предметы, запирать ящики и т.п. Мы относились к этому с пониманием, осознавая, что эти трудности временные. А когда дети достигают подросткового возраста, нам все труднее снисходительно относиться к тем или иным капризам и выпадам. Нам кажется, что они уже достаточно взрослые, а их поступки – вполне осмысленные.

         На самом деле очень часто подростки, подобно маленьким детям, поступают под влиянием не осмысленных мотивов, а сиюминутных эмоциональных состояний. Поэтому очень важно не обсуждать с ними их поведение или их высказывания в тех ситуациях, когда подростки возбуждены, расстроены раздражены. Лучше перенести разговор на то время, когда дети успокоятся. Кроме того, в некоторых ситуациях необходимо учитывать их нестабильное состояние и делать на это скидку, реагируя на те или иные слова и поступки. Возникающее у подростков чувство взрослости тоже требует к себе особого отношения. С одной стороны, очень важно поддерживать у них ощущение компетентности, независимости, значимости. Это можно сделать различными способами.Например, спрашивать их мнение или совет по тому или иному вопросу жизни семьи. Если решение было принято на основании мнения подростка и
оказалось удачным, необходимо во всеуслышание подчеркнуть этот факт. Если подростку кажется, что с ним считаются, его мнение имеет значение для взрослых, это, с одной стороны, помогает поддерживать его самооценку, а с другой – облегчает контакт с ним. Вот те некоторые пути установления контакта с подростками. Успехов Вам в воспитании ваших детей.

 

 

ghBH5yRxneM.jpg

ЧЕК-ЛИСТ «ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ  ВЕЩЕСТВ»

Психоактивное вещество(ПАВ) — любое вещество (или смесь) естественного или искусственного происхождения, которое влияет на функционирование центральной нервной системы, приводя к изменению психического состояния иногда вплоть до изменённого состояния сознания.

Первые настораживающие признаки употребления ПАВ:

  1. Опьянение без запаха спиртного;
  2. Незнакомый странный запах от волос, кожи, выдыхаемого воздуха, одежды;
  3. Нарушение сна: много спит или перестает спать;

4.Изменения в поведении: необоснованная агрессивность, злобность, замкнутость, изменение круга друзей, неряшливость, которые не были свойственными ранее.

5.Нарушение сна (бессонница или чрезвычайно продолжительный сон, сон днем, тяжелое пробуждение и засыпание, тяжелый сон).

  1. Нарушение аппетита (резкое повышение аппетита или его отсутствие, изменение пищевых пристрастий, предпочтение сладких кондитерских изделий, постоянный отказ от жирной и мясной пищи, появление чрезвычайной жажды).
  2. Частые смены настроения, чрезмерная эмоциональность, которая может сменяться «уходом в себя», депрессией;
  3. У ребенка постоянный насморк, он шмыгает носом и трет нос;
  4. Замкнутость в отношениях с родителями, незаинтересованность происходящими событиями в семье;
  5. Проведение свободного времени в компаниях асоциального типа;
  6. Частые «зашифрованные» телефонные разговоры с незнакомыми людьми;
  7. Резкое снижение успеваемости, увеличение количества прогулов занятий;
  8. Потеря интереса к обычным развлечениям, привычному времяпрепровождению, спорту, любимым занятиям;
  9. Потеря старых друзей, не желание находить новых;
  10. Постоянно просит денег, не говорит на что;
  11. Долгое отсутствие дома, при этом из дома пропадают вещи;
  12. Изменилась речь, появились незнакомые слова
  13. Избегает раздеваться даже на пляже, постоянно ходит в одежде с длинными рукавами, даже в летнее время;
  14. Стремление все закрыть на ключ: комнату, ящики стола, шкатулки и пр.;

20.Появление в лексиконе подростков новых жаргонных слов: баян, машина — шприц, колеса — таблетки; драп, дурь, ширка — названия наркотических веществ и т.п.

Среди вещей вас должно насторожить обнаружение:

  1. Папирос;
  2. Кусочков фольги;
  3. Закопченных ложек;
  4. Шприцов;
  5. Игл от шприцов;
  6. Резинок для внутривенных инъекций;
  7. Пузырьков с таблетками;
  8. Ампул с лекарствами;
  9. Пустых упаковок из-под лекарств;
  10. Простых ампул;
  11. Кусочков ваты с высохшим лекарством;
  12. Бритвенных лезвий со следами белого порошка или бурой грязи;
  13. Пузырьков с марганцовкой;
  14. Бутылок с уксусом, ацетоном, пятновыводителем, другими химикатами.

Типичные признаки зависимости от наркотиков:

  1. Следы инъекций по ходу вен;
  2. Периодическая смена цвета глаз;
  3. Слишком узкие или слишком широкие зрачки;
  4. Неестественный блеск глаз;
  5. Невнятная, растянутая речь, неуклюжие движения при отсутствии запаха алкоголя;
  6. Рецепты на наркотические вещества;
  7. Пакетики со странным содержимым: порошком, сушеными грибами, иностранными однотипными марками;
  8. Используемое химическое оборудование, без проявления интереса к химии, групповые химические эксперименты. 

 

Памятка для педагогов и родителей: Первые признаки употребления ПАВ