Памятка для родителей по предупреждению
зависимостей учащихся
Характеристика возраста.
У молодых людей уже произошёл переход от конкретного мышления к абстрактному. Сформирована ориентация на будущее. У них уже реалистичное понимание взрослости.
Однако молодые люди всё ещё хотят, чтобы взрослые обсуждали с ними их проблемы, и пути их решения, процедуру принятия решений. Получается, что вы имеете дополнительную возможность помочь ребёнку в этом возрасте.
В то же время подростки ориентированы на группу. И принадлежность к той или иной группе оказывает влияние на систему верований, а это в свою очередь формирует их поведение и действие.
Ваш ребёнок должен знать:
- Как долгосрочно или краткосрочно действуют разные наркотики.
- Возможность фатального исхода при комбинированном сочетании различных наркотических веществ.
- Взаимосвязь между употреблениями наркотиков и различными заболеваниями — СПИД, ЗППП и т.д.
- Что употребление наркотиков не является преступлением без жертвы — жертвой является тот человек, который употребляет наркотики, и его близкие. - Возможный эффект и последствия управления автомобилем или механическими инструментами после употребления наркотиков и алкоголя.
- Воздействие, которое оказывает наркотик, и как реагирует общество на употребление наркотиков и алкоголя.
Предлагаемые действия и упражнения
- Продолжайте разговаривать с подростком о наркотиках и алкоголе.
- Обсуждайте вероятность того, что среди его друзей есть такие, кто употребляет наркотики или алкоголь. Или его друзья знают тех, кто может употреблять наркотики. Говорите о тон, как алкоголь и наркотики угрожают жизни и как они могут ограничить возможности вашего ребёнка в будущем.
Упражнение №1: Попробуйте вместе с вашим ребёнком заполнить следующую схему «Бизнес-плана»:
План на неделю: 1. 2. |
План на год: 1. 2. |
План на месяц 1. 2. |
План на год: 1. 2. |
План на полгода 1. 2. |
Постарайтесь выработать стратегию по ограничению бесконтрольного пребывания дома, пока вы находитесь на работе. Исследования показывают, что именно в промежуток времени с 14 до 18 часов подростки пытаются экспериментировать с алкоголем и наркотиками.
Поговорите с вашим ребёнком о том, чтобы посещать какую-то спортивную секцию, драмкружок, танцевальную студию. Предложите поработать в свободное от учебы время. Чем больше времени занято у вашего ребёнка, те меньше вероятность пробы наркотиков и алкоголя.
- Планируйте безалкогольные и безникотиновые мероприятия во время каникул.
- Постарайтесь обеспечить доступ к современной информации об употреблении наркотиков и алкоголя и об их влиянии на организм.
- Изучайте сами подобную информацию.
- Взаимодействуя с другими родителями, контролируйте вечеринки и другие «тусовки», на которых присутствует ваш ребёнок для того, чтобы убедиться, что они безалкогольные и безнаркотичсские.
- Говорите с вашим ребёнком о будущем, его ожиданиях. Планируйте совместные «вылазки» в ВУЗы и другие учебные заведения.
Упражнение №2: отметьте те факторы, которые сформировались у вашего ребёнка. Оцените уровень его защищённости.
Факторы, способствующие защите от употребления наркотиков.
Если в ходе работы выяснилось, что некоторые факторы защиты от риска у вашего ребёнка не сформированы, возможно, вам необходимо обратиться к психологу для получения квалифицированной психологической помощи.
Упражнение №3: Обучение сопротивлению наркотикам и алкоголю 10 способов сказать «НЕТ»
- Тренируйтесь с ребёнком говорить «Нет», Учите ребёнка узнавать проблемные ситуации. Например: попадание в дом, где нет взрослых, а молодые люди пьют пиво или курят. Определите круг ситуаций, в которых вашему ребёнку могут быть предложены алкоголь или другие наркотики, и заставляйте ребёнка попрактиковаться говорить «Нет». Проговаривайте разные ситуации до тех пор, пока не будете уверены, что ребёнок знает, как отказаться от наркотика и алкоголя и обосновать свой отказ.
Упражнение №4: попробуйте вместе с подростком записать на бумаге те правила, которые действуют в вашей семье сейчас и обсудить их по предложенной схеме.
Объясняйте, чего именно вы ждёте от подростка, чтобы ему были понятны ваши побудительные причины. Иначе ему будет не ясно, откуда взялось это правило. Чрезвычайно полезно послушать, что сами подростки думают о правилах и последствиях.
- Говорите с ребёнком о понятии «дружба». И отмечайте то, что настоящие друзья не будут предлагать и заставлять делать то, что принесёт вред себе, друзьям, и семьям друзей.
- Планируйте совместные (или «контролируемые») вечеринки, для постановки акцента на антиалкогольных правилах. Приглашайте друзей своего ребёнка в гости пить чай или смотреть телевизор.