Что делать, если ребёнок подвергается буллингу

Что такое буллинг? Это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Виды буллинга: физический, психологический и кибербуллинг.
Когда мы оказываемся в онлайн-пространстве, появляются и другие разновидности травли с приставкой «кибер». Кибербуллинг — это то же, что и буллинг в «реальной среде», но уже в виртуальном пространстве.
Если травля происходит оффлайн, она хотя бы прекращается, когда человек покидает работу, школу и оказывается дома. Кибербуллинг невозможно остановить.
У всех детей есть гаджеты. К тому же, не существует какого-то ограничивающего пространства в онлайне, именно поэтому кибербуллинг может происходить 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. В нем может участвовать как один агрессивный человек, так и целая группа агрессоров.
Такая разновидность травли может включать все доступные инструменты: смс, видео, мессенджеры, социальные сети. Ребенку могут писать и оскорблять, следить за ним, преследовать в группах, на которые он подписан, угрожать, пытаться взломать личные страницы.
Когда травля идет в колледже, все лица открыты, происходит прямая коммуникация. В кибербуллинге могут быть анонимы. К тому же, в кибербуллинге существует феномен растормаживания: когда человек находится в условиях анонимности, то он может себе позволить то, что никогда бы не позволил делать открыто.
ЧЕМ ОПАСЕН БУЛЛИНГ?
Буллинг не проходит бесследно ни для кого из участников, в том числе и для свидетелей.
Последствия для пострадавшего:
проблемы в учёбе: академическая неуспеваемость, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса, частые прогулы из-за страха и нежелания идти в колледж;
психологический вред: снижение самооценки, развитие комплекса вины, формирование искаженного образа себя, повышение уровня тревоги, в том числе развитие депрессивных состояний;
психосоматические заболевания: головные боли, нарушения сна и аппетита, боли в животе;
социальные проблемы: трудности в общении и установлении контактов, одиночество, социальная изоляция.
Последствия для свидетелей:
ощущение беспомощности и чувство вины из-за своего бездействия или неспособности остановить происходящее;
тревожность, страх оказаться на месте пострадавшего и так- же не получить помощь;
формирование представления о том, что буллинг и агрессия это нормально.
Последствия для агрессора:
убеждённость, что общаться можно только с помощью насилия и доминирования;
развитие асоциальных черт личности;
исключение из колледжа.
Последствия для коллектива:
Травля снижает эффективность всей группы . Энергия детей направлена на борьбу с психологическими трудностями и угнетающей атмосферой, а не на учебу и развитие.
КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЁНКА ОТ БУЛЛИНГА?
Расскажите ребёнку о буллинге. Знание о том, что такое насилие и травля, понимание механизмов и последствий буллинга это первый шаг к безопасности ребёнка.
Прививайте мысль о недопустимости насилия. Формируйте у ребёнка уважение к окружающим и представление о том, что насилие - это не способ получить желаемое.
Будьте образцом для ребёнка. Обратите внимание на себя и обстановку в доме. Избегайте агрессии и давления в отношениях как с самим ребёнком, так и с другими людьми.
Общайтесь. И ещё раз общайтесь. Ежедневно обсуждайте происходящее в колледже, интересуйтесь не только успеваемостью, но и чувствами, увлечениями ребёнка. Узнавайте, как он проводит время на перерывах, с кем из ребят ему нравится или не нравится общаться. Читайте вместе детские книги о взаимоотношениях, смотрите и обсуждайте фильмы на эту тему, говорите о самоощущениях ребёнка.
Создайте поддерживающую атмосферу. Важно, чтобы ребёнок доверял вам и был уверен в том, что бы не случилось, вы по- можете, а не осудите. Покажите ему, что вы любите его при любых условиях.
Сотрудничайте со школой и другими родителями. Будьте в курсе происходящего в школе, посещайте родительские собрания и общайтесь с куратором ребёнка. Вы всегда можете сами привлечь внимание колледжа и других родителей к необходимости профилактики буллинга.
Помогайте ребёнку становиться лучше: научите общаться и заводить друзей; формируйте адекватную самооценку и уверенность в себе, умение отстаивать собственные границы и контролировать эмоции; развивайте эмпатию ребёнка; покажите, как конструктивно решать конфликты и реагировать на обидные слова.
Научите не молчать. Объясните ребёнку, что нет ничего плохого или неправильного в том, чтобы рассказать взрослым о том, что его или кого-то другого травят. Расскажите, почему важно не оставаться в стороне от происходящего.
Какие признаки должны вас насторожить?
Резкие изменения в поведении и настроении. Например, ранее открытый и общительный ребёнок становится молчаливым, тревожным и скрытным или, наоборот, ведёт себя неестественно агрессивно и вызывающе.
Повышенная раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, иногда жестокость по отношению к животным или более слабым детям.
Пугливость, чувствительность, плаксивость. Физические травмы (синяки, царапины, ушибы, порезы), появление которых ребёнок отказывается объяснять. Физические проблемы: нарушения аппетита и сна (проблемы с засыпанием, ночные кошмары, бессонница, нежелание вста-вать по утрам), утомляемость, частые головные боли и жалобы на плохое самочувствие, боли в животе и груди без каких-либо медицинских причин, энурез.
Частая потеря вещей или исчезновение предметов из дома, порванная одежда или испорченные книги, сломанные гаджеты или какие-либо другие личные вещи.
Запросы на дополнительные карманные деньги, нежелание объяснять, для чего они нужны.
Нежелание ходить в школу: частые опоздания, прогулы, отказ от участия в общественных мероприятиях, страх перед колледжом, поиск причин для того, чтобы остаться дома. Стоит обратить внимание и на регулярные задержки ребёнка после окончания уроков.
Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, трудности в концентрации внимания и запоминании.
Жалобы на вещи, которые раньше ребенка не беспокоили (на внешний вид, на место жительства и т. д.).
Одиночество, отсутствие или потеря друзей, изолированность от одноклассников, стремление избегать общения со сверстниками и проводить больше времени рядом со взрослыми.
Если ребёнок рассказал о буллинге:
«Молодец, что рассказал мне об этом, спасибо», «Я обязательно тебе помогу, вместе мы со всем справимся», «Я знаю, тебе было нелегко всё мне рассказать, но это правильное решение», «Я тебе верю». Для начала постарайтесь обеспечить ребёнку ощущение защищенности и комфорта, которого он лишён в группе. Поблагодарите его за то, что он нашёл в себе силы всё рассказать. Покажите ре-бёнку, что больше он не один, вы серьёзно относитесь к ситуации и обязательно поможете. Если ребёнок волнуется, что теперь он ябеда, объясните ему, что он поступил правильно, а обращение за помощью ко взрослым это не трусость.
«Ты ни в чём не виноват», «Проблема не в тебе». Объясните ребёнку, что он точно ни в чём не виноват и дело не в нём, а в том, что обидчики таким способом справляются со своими эмоциями.
«Давай вместе решим, что мы будем делать», «Как ты ду- маешь, что можно сделать в этой ситуации?» Возможно, вам захочется обезопасить ребёнка и максимальноотстранить от ситуации буллинга, но не стоит лишать его возможности участвовать в процессе решения проблемы. Показав, что его мнение важно для вас, вы придадите ему уверенности в себе. Кроме того, это позволит ему почувствовать контроль над ситуацией и развить способность самостоятельно принимать решения и искать выход из сложных жизненных ситуаций. Участие ребёнка поможет вам лучше разобраться в происходящем.
Теперь, успокоив и поддержав ребёнка, уточнив особенности происходящего, вы можете перейти на следующий этап решения и начать обсуждение проблемы с куратором.
ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ, ЧТОБЫ ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ?
Согласуйте план ваших действий вместе с ребёнком. Ваша задача обеспечить ребёнку ощущение безопасности и защищённости, дать понять, что теперь он сам может влиять на ситуацию, а потому не стоит предпринимать что-либо без его ведома и согласия.
Ищите выход, а не разбирайтесь с обидчиком. Разбираясь с буллингом, вы можете не только защитить ребёнка, но и предоставить ему опыт решения трудных жизненных ситуаций. Покажите ему, что ваши действия направлены против сложившейся ситуации, а не против самого обидчика: ваша цель найти выход, а не ото- мстить агрессору.
Поговорите с куратором, психологом, преподавателями или администрацией. Обсудите ситуацию с куратором, узнайте, что ему об этом известно. Вместе с ним и психологом определите общий план действий для нормализации отношений в классе. При необходимости обратитесь к администрации учебного заведения письменное заявление. и составьте
Пообщайтесь с родителями обидчика. Важно, чтобы раз говор состоялся лично, без лишних свидетелей. Не нужно устраивать скандал и требовать усмирить обидчика. Будьте готовы к тому, что они не захотят вас слушать и откажутся верить в происходящее. Воз- можно, они будут готовы к этому разговору позже. Дайте понять, что вы хотите разобраться с проблемой мирно, но настроены серьёзно и при необходимости обратитесь к администрации колледжа.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК АГРЕССОР?
Трезво оцените ситуацию. Если вам сообщили, что ваш ребё нок обижает кого-то, важно сохранить спокойствие и конструктивно подойти к решению проблемы. Скорее всего вам захочется защитить своего ребёнка, но не занимайте оборонительную позицию, настаивая на том, что он не мог так поступить. Ни в коем случае не оправдывайте травлю, объясняя действия своего ребёнка тем, что жертва виновата сама и заслужила такое отношение.
Поговорите с ребёнком. Не срывайтесь, постарайтесь обойтись без криков и угроз. В борьбе с насилием агрессивность и жёсткость плохие помощники: ребёнок закроется, а проблема не исчезнет. Открыто обсудите происходящее в классе, предупредите, что вы будете его любить независимо от того, что он расскажет. Иногда дети и сами чувствуют облегчение после того, как признаются в совершён ных поступках.
Объясните, что такое буллинг. Прежде всего дайте ребёнку понять, что его действия - это насилие. Ребёнок должен получить чёткий и однозначный сигнал от вас: насилие это плохо и неважно, на кого и почему оно направлено. Покажите, что вы негативно относитесь к действиям ребёнка и их необходимо прекратить.
Обсудите последствия травди. Не нужно давить на жалость и рассказывать о том, как страдает конкретная жертва. Предложите ребёнку самому представить себя на месте пострадавшего. Вы можете самостоятельно придумать и описать ситуацию или использовать сюжет из фильма или книги. Обсудите чувства ребёнка.
Узнайте подробнее о том, что происходит в группе. Предупредите своего ребёнка, прежде чем говорить с родителями пострадавшего, учителями или администрацией, объясните, почему это нужно сделать. Проясните происходящее: были ли издевательства разовыми или систематическими, как на них реагировали учителя и другие дети, какая атмосфера складывается в коллективе.
Помогите справиться с причинами агрессивного поведения. Прежде всего попытайтесь установить причину агрессивного поведения ребёнка. Быть может, он и сам сталкивался с насилием или чувствует себя тревожно и неуверенно в группе, а может, просто не знает, как проявить себя другим способом. Поговорите с ребёнком, оцените ситуацию дома, при необходимости обратитесь к специалисту. Вместе с ребёнком найдите конструктивный способ решения его проблемы.
Будьте примером для своего ребёнка. Вы главный учитель и пример для ребёнка. Покажите, как строить общение на основе уважения, научите принимать различия людей. Относитесь к ребёнку так, как хотели бы, чтобы он относился к другим людям.
Проводите больше времени вместе. Общайтесь с ребёнком, интересуйтесь его достижениями и проблемами, событиями в колледже, чаще обсуждайте не только его успеваемость, но и чувства, эмоции, взаимоотношения со сверстниками.
Прививайте мысль о недопустимости насилия.
Поговорите с родителями обиженного ребёнка. Общаясь с родителями пострадавшего, будьте готовы к обвинениям, возмущениям и тревоге. Воздержитесь от споров и конфликтов. Выслушайте их и объясните, что понимаете всю серьёзность ситуации, расскажите, что уже сделали и что планируете предпринять. Договоритесь оставаться на связи. Лучший исход такого разговора желание сотрудничать для решения проблемы.

Что такое буллинг? Это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать страх и тем самым поставить человека в подчиненное положение. Виды буллинга: физический, психологический и кибербуллинг.Когда мы оказываемся в онлайн-пространстве, появляются и другие разновидности травли с приставкой «кибер». Кибербуллинг — это то же, что и буллинг в «реальной среде», но уже в виртуальном пространстве. Если травля происходит оффлайн, она хотя бы прекращается, когда человек покидает работу, школу и оказывается дома. Кибербуллинг невозможно остановить. У всех детей есть гаджеты. К тому же, не существует какого-то ограничивающего пространства в онлайне, именно поэтому кибербуллинг может происходить 24 часа в сутки и 7 дней в неделю. В нем может участвовать как один агрессивный человек, так и целая группа агрессоров.Такая разновидность травли может включать все доступные инструменты: смс, видео, мессенджеры, социальные сети. Ребенку могут писать и оскорблять, следить за ним, преследовать в группах, на которые он подписан, угрожать, пытаться взломать личные страницы. Когда травля идет в колледже, все лица открыты, происходит прямая коммуникация. В кибербуллинге могут быть анонимы. К тому же, в кибербуллинге существует феномен растормаживания: когда человек находится в условиях анонимности, то он может себе позволить то, что никогда бы не позволил делать открыто.   ЧЕМ ОПАСЕН БУЛЛИНГ?Буллинг не проходит бесследно ни для кого из участников, в том числе и для свидетелей.Последствия для пострадавшего:проблемы в учёбе: академическая неуспеваемость, невозможность сосредоточиться из-за постоянного стресса, частые прогулы из-за страха и нежелания идти в колледж;психологический вред: снижение самооценки, развитие комплекса вины, формирование искаженного образа себя, повышение уровня тревоги, в том числе развитие депрессивных состояний;психосоматические заболевания: головные боли, нарушения сна и аппетита, боли в животе;социальные проблемы: трудности в общении и установлении контактов, одиночество, социальная изоляция.Последствия для свидетелей:ощущение беспомощности и чувство вины из-за своего бездействия или неспособности остановить происходящее;тревожность, страх оказаться на месте пострадавшего и так- же не получить помощь;формирование представления о том, что буллинг и агрессия это нормально.Последствия для агрессора:убеждённость, что общаться можно только с помощью насилия и доминирования;развитие асоциальных черт личности;исключение из колледжа.Последствия для коллектива:Травля снижает эффективность всей группы . Энергия детей направлена на борьбу с психологическими трудностями и угнетающей атмосферой, а не на учебу и развитие.КАК УБЕРЕЧЬ РЕБЁНКА ОТ БУЛЛИНГА?Расскажите ребёнку о буллинге. Знание о том, что такое насилие и травля, понимание механизмов и последствий буллинга это первый шаг к безопасности ребёнка.Прививайте мысль о недопустимости насилия. Формируйте у ребёнка уважение к окружающим и представление о том, что насилие - это не способ получить желаемое.Будьте образцом для ребёнка. Обратите внимание на себя и обстановку в доме. Избегайте агрессии и давления в отношениях как с самим ребёнком, так и с другими людьми.Общайтесь. И ещё раз общайтесь. Ежедневно обсуждайте происходящее в колледже, интересуйтесь не только успеваемостью, но и чувствами, увлечениями ребёнка. Узнавайте, как он проводит время на перерывах, с кем из ребят ему нравится или не нравится общаться. Читайте вместе детские книги о взаимоотношениях, смотрите и обсуждайте фильмы на эту тему, говорите о самоощущениях ребёнка. Создайте поддерживающую атмосферу. Важно, чтобы ребёнок доверял вам и был уверен в том, что бы не случилось, вы по- можете, а не осудите. Покажите ему, что вы любите его при любых условиях.Сотрудничайте со школой и другими родителями. Будьте в курсе происходящего в школе, посещайте родительские собрания и общайтесь с куратором ребёнка. Вы всегда можете сами привлечь внимание колледжа и других родителей к необходимости профилактики буллинга.Помогайте ребёнку становиться лучше: научите общаться и заводить друзей; формируйте адекватную самооценку и уверенность в себе, умение отстаивать собственные границы и контролировать эмоции; развивайте эмпатию ребёнка; покажите, как конструктивно решать конфликты и реагировать на обидные слова.Научите не молчать. Объясните ребёнку, что нет ничего плохого или неправильного в том, чтобы рассказать взрослым о том, что его или кого-то другого травят. Расскажите, почему важно не оставаться в стороне от происходящего.Какие признаки должны вас насторожить?Резкие изменения в поведении и настроении. Например, ранее открытый и общительный ребёнок становится молчаливым, тревожным и скрытным или, наоборот, ведёт себя неестественно агрессивно и вызывающе.Повышенная раздражительность, вспыльчивость, агрессивность, иногда жестокость по отношению к животным или более слабым детям.Пугливость, чувствительность, плаксивость. Физические травмы (синяки, царапины, ушибы, порезы), появление которых ребёнок отказывается объяснять. Физические проблемы: нарушения аппетита и сна (проблемы с засыпанием, ночные кошмары, бессонница, нежелание вста-вать по утрам), утомляемость, частые головные боли и жалобы на плохое самочувствие, боли в животе и груди без каких-либо медицинских причин, энурез.Частая потеря вещей или исчезновение предметов из дома, порванная одежда или испорченные книги, сломанные гаджеты или какие-либо другие личные вещи.Запросы на дополнительные карманные деньги, нежелание объяснять, для чего они нужны.Нежелание ходить в школу: частые опоздания, прогулы, отказ от участия в общественных мероприятиях, страх перед колледжом, поиск причин для того, чтобы остаться дома. Стоит обратить внимание и на регулярные задержки ребёнка после окончания уроков.Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, трудности в концентрации внимания и запоминании.Жалобы на вещи, которые раньше ребенка не беспокоили (на внешний вид, на место жительства и т. д.).Одиночество, отсутствие или потеря друзей, изолированность от одноклассников, стремление избегать общения со сверстниками и проводить больше времени рядом со взрослыми.Если ребёнок рассказал о буллинге:«Молодец, что рассказал мне об этом, спасибо», «Я обязательно тебе помогу, вместе мы со всем справимся», «Я знаю, тебе было нелегко всё мне рассказать, но это правильное решение», «Я тебе верю». Для начала постарайтесь обеспечить ребёнку ощущение защищенности и комфорта, которого он лишён в группе. Поблагодарите его за то, что он нашёл в себе силы всё рассказать. Покажите ре-бёнку, что больше он не один, вы серьёзно относитесь к ситуации и обязательно поможете. Если ребёнок волнуется, что теперь он ябеда, объясните ему, что он поступил правильно, а обращение за помощью ко взрослым это не трусость.«Ты ни в чём не виноват», «Проблема не в тебе». Объясните ребёнку, что он точно ни в чём не виноват и дело не в нём, а в том, что обидчики таким способом справляются со своими эмоциями.«Давай вместе решим, что мы будем делать», «Как ты ду- маешь, что можно сделать в этой ситуации?» Возможно, вам захочется обезопасить ребёнка и максимальноотстранить от ситуации буллинга, но не стоит лишать его возможности участвовать в процессе решения проблемы. Показав, что его мнение важно для вас, вы придадите ему уверенности в себе. Кроме того, это позволит ему почувствовать контроль над ситуацией и развить способность самостоятельно принимать решения и искать выход из сложных жизненных ситуаций. Участие ребёнка поможет вам лучше разобраться в происходящем.Теперь, успокоив и поддержав ребёнка, уточнив особенности происходящего, вы можете перейти на следующий этап решения и начать обсуждение проблемы с куратором.  ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ, ЧТОБЫ ОСТАНОВИТЬ ТРАВЛЮ? Согласуйте план ваших действий вместе с ребёнком. Ваша задача обеспечить ребёнку ощущение безопасности и защищённости, дать понять, что теперь он сам может влиять на ситуацию, а потому не стоит предпринимать что-либо без его ведома и согласия. Ищите  выход, а не разбирайтесь с обидчиком. Разбираясь с буллингом, вы можете не только защитить ребёнка, но и предоставить ему опыт решения трудных жизненных ситуаций. Покажите ему, что ваши действия направлены против сложившейся ситуации, а не против самого обидчика: ваша цель найти выход, а не ото- мстить агрессору.Поговорите с куратором, психологом, преподавателями или администрацией. Обсудите ситуацию с куратором, узнайте, что ему об этом известно. Вместе с ним и психологом определите общий план действий для нормализации отношений в классе. При необходимости обратитесь к администрации учебного заведения письменное заявление. и составьте Пообщайтесь с родителями обидчика. Важно, чтобы раз говор состоялся лично, без лишних свидетелей. Не нужно устраивать скандал и требовать усмирить обидчика. Будьте готовы к тому, что они не захотят вас слушать и откажутся верить в происходящее. Воз- можно, они будут готовы к этому разговору позже. Дайте понять, что вы хотите разобраться с проблемой мирно, но настроены серьёзно и при необходимости обратитесь к администрации колледжа. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЁНОК АГРЕССОР?Трезво оцените ситуацию. Если вам сообщили, что ваш ребё нок обижает кого-то, важно сохранить спокойствие и конструктивно подойти к решению проблемы. Скорее всего вам захочется защитить своего ребёнка, но не занимайте оборонительную позицию, настаивая на том, что он не мог так поступить. Ни в коем случае не оправдывайте травлю, объясняя действия своего ребёнка тем, что жертва виновата сама и заслужила такое отношение.Поговорите с ребёнком. Не срывайтесь, постарайтесь обойтись без криков и угроз. В борьбе с насилием агрессивность и жёсткость плохие помощники: ребёнок закроется, а проблема не исчезнет. Открыто обсудите происходящее в классе, предупредите, что вы будете его любить независимо от того, что он расскажет. Иногда дети и сами чувствуют облегчение после того, как признаются в совершён ных поступках. Объясните, что такое буллинг. Прежде всего дайте ребёнку понять, что его действия - это насилие. Ребёнок должен получить чёткий и однозначный сигнал от вас: насилие это плохо и неважно, на кого и почему оно направлено. Покажите, что вы негативно относитесь к действиям ребёнка и их необходимо прекратить.Обсудите последствия травди. Не нужно давить на жалость и рассказывать о том, как страдает конкретная жертва. Предложите ребёнку самому представить себя на месте пострадавшего. Вы можете самостоятельно придумать и описать ситуацию или использовать сюжет из фильма или книги. Обсудите чувства ребёнка. Узнайте подробнее о том, что происходит в группе. Предупредите своего ребёнка, прежде чем говорить с родителями пострадавшего, учителями или администрацией, объясните, почему это нужно сделать. Проясните происходящее: были ли издевательства разовыми или систематическими, как на них реагировали учителя и другие дети, какая атмосфера складывается в коллективе. Помогите справиться с причинами агрессивного поведения. Прежде всего попытайтесь установить причину агрессивного поведения ребёнка. Быть может, он и сам сталкивался с насилием или чувствует себя тревожно и неуверенно в группе, а может, просто не знает, как проявить себя другим способом. Поговорите с ребёнком, оцените ситуацию дома, при необходимости обратитесь к специалисту. Вместе с ребёнком найдите конструктивный способ решения  его проблемы.Будьте примером для своего ребёнка. Вы главный учитель и пример для ребёнка. Покажите, как строить общение на основе уважения, научите принимать различия людей. Относитесь к ребёнку так, как хотели бы, чтобы он относился к другим людям. Проводите больше времени вместе. Общайтесь с ребёнком, интересуйтесь его достижениями и проблемами, событиями в колледже, чаще обсуждайте не только его успеваемость, но и чувства, эмоции, взаимоотношения со сверстниками. Прививайте мысль о недопустимости насилия.  Поговорите с родителями обиженного ребёнка. Общаясь с родителями пострадавшего, будьте готовы к обвинениям, возмущениям и тревоге. Воздержитесь от споров и конфликтов. Выслушайте их и объясните, что понимаете всю серьёзность ситуации, расскажите, что уже сделали и что планируете предпринять. Договоритесь оставаться на связи. Лучший исход такого разговора желание сотрудничать для решения проблемы. 

Памятка для родителей

«Поддержание бесконфликтной атмосферы в семье»

         Дом и родители играют решающую роль в воспитании и развитии ребенка. Счастливое детство, согретое родительской лаской и заботой, теплом домашнего очага, является надежной основой формирования всесторонне развитой, гармоничной и уверенной в себе личности. Дом – это не только кров, тепло и еда, а место, где царят тепло и сердечность семейных взаимоотношений, где всегда чувствуешь себя нужным, где тебя всегда поймут и помогут люди, которые тебя любят.

Характер взаимоотношений в семье – это основа её эмоционального климата и условие для развития ребенка.

Признаки неблагоприятной семейной ситуации, которая может привести к распаду семьи, - ссоры, конфликты, непонимание между супругами. Жить в такой семье дискомфортно всем.

Есть ситуации, когда супруги не видят необходимости в обращении к психологу: явных открытых конфликтов и враждебности нет, но есть разногласия, которые всегда практически присутствуют в каждой семье, и как результат напряженность в отношениях, недовольство, претензии друг к другу. У ребенка в подобной семье появляются такие негативные качества, как тревожность, агрессивность, неорганизованность, стремление к лидерству и отгороженность, что может привести его к внутри личностным конфликтам.

Психологический климат семьи выражается в том, какие в ней преобладают отношения и настроения (восторженное, радостное, светлое спокойное, теплое, тревожное, холодное, враждебное, подавленное).

При благоприятном микроклимате каждый член семьи чувствует себя равным, среди равных, нужным, защищенным и уверенным. Он ощущает семью своеобразным пристанищем, куда приходит отдыхать, или колодцем, где черпает живительную свежесть, бодрость и оптимизм.

Главное в семье – чувство самоценности и стремление уважать право каждого быть личностью, а е только мужем, отцом, хозяином дома или партнером.
Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи.

   Конфликт – это столкновение интересов, противоборство. Противоборство порождается нашими целями. Конфликты являются частью повседневной семейной жизни. Чаще всего конфликты возникают тогда, когда члены семьи ощущают, что с ними обходятся не справедливо. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или явного противоборства сторон. Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Чем раньше в семье начнется поиск решения возникшей проблемы, тем меньше будут психологические последствия.

Самым первым шагом на пути к решению конфликта является факт признания членами семьи того, что проблема действительно есть.В настоящее время психологи выделяют множество способов решения конфликтных ситуаций в семье. Выбор зависит от личности члена семьи, от формы протекания конфликтной ситуации и других обстоятельств.

Основные способы разрешения конфликтов:

  1. юмор – постараться увидеть что-то смешное в создавшейся ситуации;
  2. признание достоинств– увидеть хорошие качества личности в другом участнике семейного конфликта;
  3. компромисс – соглашение на основе взаимных уступок;
  4. третейский суд – обращение к незаинтересованному лицу;
  5. анализ – попытаться добраться до истоков проблемы и найти решение;
  6. ультиматум – решительное требование с угрозой применения мер воздействия.

Последствия конфликта тоже могут быть разными:

  1. Деструктивные – разрыв семейных связей, разрушение нормальных взаимоотношений, что может привести:
  • к частым уходам из дома (бродяжничеству),
  • употреблению алкоголя или наркотиков (к зависимому поведению),
  • приобщению к деструктивным организациям и т.д.

Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления.

  1. Конструктивные – конфликт способствует выходу на новый уровень развития личности или межличностных отношений в семье, что может помочь найти новые совместные увлечения, создать благоприятные условия для самосовершенствования и т.д.

Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения.

Всем участникам семейных конфликтов необходимо стремиться именно к конструктивному решению проблемы, так как в данном случае конфликт несет в себе огромный воспитательный потенциал, являясь одним из механизмов развития личности.

Конфликты в семейной жизни неизбежны, но мы можем извлечь пользу даже из сложных конфликтных ситуаций, умело решая их. Конфликты можно использовать как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения, а также в качестве учебного материала, если в последующем найдется время на анализ конфликтной ситуации, что позволит больше узнать о самом себе, о вовлеченных в конфликт членах семьи или обстоятельствах, вызвавших конфликт. Такие знания помогут принять правильное решение в будущем и ладить с членами семьи, решать проблемные ситуации конструктивно и оперативно.

 

ПАМЯТКА

Примерные правила бесконфликтного поведения в семье

  • Не стремитесь доминировать, во что бы то ни стало.
  • Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
  • Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
  • Чаще улыбайтесь.
  • Традиции хороши, но до определенного предела.
  • Во всем надо знать .
  • Сказать правду тоже надо уметь!
  • Будьте независимы, но не самонадеянны.
  • Не превращайте настойчивость в назойливость.
  • Будьте справедливы и терпимы к дорогим вам людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
  • Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
  • Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
  • Проявляйте выдержку, овладевайте умениями саморегуляции.
  • Старайтесь не копить ошибки и обиды, а сразу реагируйте на них.
  • Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь создать доброжелательную атмосферу, отметьте заслуги человека, его хорошие дела.
  • Умейте сдерживать свои эмоции, даже если вас провоцируют, ибо «сильнее всех – человек, владеющий собой»
  • Уважение к каждому члену семьи, знание правил ведения спора, дискуссии, правил общения помогают предотвращать ненужные конфликты.

25