ЖИРОВИЧИ. ИСТОРИЯ МЕСТА

В 1470 году в местечке Жировичи Гродненского края явилась чудотворная икона Божией Матери. Произошло это при следующих обстоятельствах. В лесу, принадлежащему православному вельможе Александру Солтану, пастухи увидели необыкновенно яркий свет, проникавший сквозь ветви грушевого дерева, стоявшего над ручьем под горой. Когда они подошли ближе, то на дереве увидели совсем маленькую икону Божией Матери в лучезарном сиянии. Пастухи с благоговением взяли икону и отнесли ее своему боярину. Солтан не придал особого значения рассказу пастухов, но икону взял и положил в ларец. На следующий день к нему пришли гости, и хозяин решил показать им находку. Но, к своему удивлению, открыв ларец, он не нашел икону. Через несколько дней, те же пастухи снова обрели чудотворный образ на том же самом месте и опять отнесли его Александру Солтану. На этот раз он отнесся к иконе с большим благагоговением и дал обет соорудить на месте ее явления церковь в честь Пресвятой Богородицы.

Чудесное явление иконы и чудотворения, сразу же начавшиеся от нее, сделали Жировичи местом паломничества. Чудотворный образ влек к себе людей окрестных селений и далеких краев. И, по вере своей, они получали исцеление от тяжких недугов и помощь в сложных жизненных обстоятельствах.

Около деревянного храма, сооруженного на месте явления иконы, в котором она находилась, стали селиться люди, затем образовался приход, а в 1493 году — монастырь. В 1520 году случился пожар, во время которого храм сгорел дотла, несмотря на попытки жителей справиться с огнем и спасти икону. Все очень скорбели и сокрушались, думая, что навсегда потеряли чудотворный образ Богородицы. Но вот однажды, крестьянские дети, возвращаясь из монастырской школы, находившейся недалеко от сгоревшего храма, увидели Деву необыкновенной красоты, Которая сидела на камне в лучезарном сиянии. Дети не осмелились подойти к Ней, но поспешили рассказать родителям о необыкновенном видении. Вскоре эта весть облетела все селение, и люди, вместе со священником, отправились к тому месту. Когда они приближались к камню, то увидели на нем горящую свечу, а когда подошли еще ближе, то нашли на камне чудотворную икону, почти не пострадавшую от пожара. Радость людей, обретших утраченную святыню, была несказанной.

На месте сгоревшей церкви был возведен каменный собор, освященный в честь Успения Богородицы, в котором чудотворная икона хранится и поныне. Свято-Успенский собор неоднократно перестраивался и реконструировался. Современный вид он обрел во второй половине XIX века. Возле камня, на котором явилась Богородица, стоит Явленская церковь (XVII в.), а над камнем расположен Святой Престол.

Более чем в тысячелетней истории Православной Беларуси, как и в пятивековой истории Жировичской обители, был приблизительно двухвековой период (XVII— XVIII в.в.), когда римская схизма (в форме греко-католичества) возобладала и в Беларуси, и в обители. Святое Православие претерпело жестокие гонения, которые обернулись многочисленными человеческими жертвами, разрушением и осквернением православных храмов, отнятием монастырей и иными формами насилия. Сегодня эти страницы истории нужно перелистывать с молитвой о неповторении исторических грехов, о преодолении Христовой Любовию неприязни.

С конца XV до начала XVII века Православная Жировицкая обитель существовала фактически как часть, хотя и автономная, владений боярского рода Солтанов, а поэтому терпела своеволие своих хозяев. При обители была школа для крестьянских детей, которым в 1520 году явилась Богородица, вернувшая Свою Чудотворную икону, пропавшую было при пожаре.

В начале XVII в., из-за финансовых трудностей Солтанов, обитель перешла под частичный контроль иудеев, а затем — протестантов. В таком непростом состоянии в 1613 году в ней утвердились базилиане, создав там своеобразный духовно-политический центр окатоличивания православного белорусского народа.

Но Промыслу Божиему, попустившему это двухвековое господство католиков в Беларуси и в обители, было угодно взрастить в их среде великого архипастыря — митрополита Иосифа (Семашко), который, вместе с молодыми соратниками из Литовской Духовной Семннарии, располагавшейся в Жировичах на протяжении примерно четверти столетия, своим подвигом архипастырского служения осуществил возвращение к вере отцов, более двух миллионов белорусов.

26-летний молодой человек, иерей Иосиф Семашко, асессор второго департамента римо-католической коллегии в Петербурге, с приходом к власти Императора Николая I, почти своего ровесника, твердого в Православии, под его могущественным покровительством сумел организовать вокруг себя молодых и ярких единомышленников. За семнадцать лет он подготовил в Жировичской Семинарии новое поколение священнослужителей и сумел вывести их с паствой, из двухвековой прелести униатства — по историческим меркам почти идеально мягко.

Так под Покровом Божией Матери, возле Ее Чудотворного Образа, произошло воистину историческое чудотворение — восстановлена вероисповедальная, молитвенная и языковая преемственность десятков поколений православных белорусов. Тем, кто слушает и не слышит, кто глядит и не видит, это было напоминанием о том, почему Матерь Божия явилась белорусам на землях православного боярина Солтана.

В 60—70 годы XX века Беларусь была на грани превращения ее в первую атеистическую республику. Храмы быстрыми темпами уничтожались или переоборудовались в подсобные помещения. «На волоске» держался последний из уцелевших монастырей — Жировичский.

Но в эту новую годину испытаний Господь, по молитвам Его Пречистой Матери, укрепил нас целой плеядой Жировицких Старцев, чьими молитвами и мужеством обитель устояла, выжила и стала, как и полтора века назад, центром возрождения Православной Беларуси.                                          150px-Žyrovičy,_Sabornaja,_Pračyścienskaja._Жыровічы,_Саборная,_Прачысьценская_(1915-18).jpg150px-Žyrovičy,_Vichna._Жыровічы,_Віхна_(1915-18).jpg150px-Žyrovičy,_Sabornaja,_Bazylanski._Жыровічы,_Саборная,_Базылянскі_(1919-39).jpg

 

 

ЖИРОВИЧИ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

040444444.jpg

В 1939 году, вскоре после прихода советов в Жировичи, большая часть монастырских помещений была занята воинскими частями. В подвале Явленской церкви разместился склад с боеприпасами. Хозяйство обители лишилось части лошадей и земельных наделов, и без того еще ранее уменьшенных польскими властями. Был совершен налет на монастырский сад, где переломали яблони. В 1941 году «неизвестные военные злоумышленники» устроили частичный погром, вероятно в поисках церковных ценностей, в кладбищенской церкви. Была забелена над монастырскими вратами икона святителя Николая.Ввиду бегства в Литву при наступлении Советской Армии Гродненского епископа Саввы (Советова), епархия лишилась архиерея. Руководство ею взял на себя сосланный в Жировичский монастырь в 1930 году польскими властями архиепископ Пантелеимон (Рожновский). Подражая митрополиту Иосифу (Семашко), он перенес управление епархией в обитель, разместив там консисторию и Епархиальный Совет. Вскоре Высокопреосвященнейший Пантелеимон вместе с возглавляемыми им приходами вошел в юрисдикцию Русской Православной Церкви.

В апреле 1940 года в Жировичах владыку навестил представитель Местоблюстителя Патриаршего престола архиепископ Сергий (Воскресенский). В этом же году в монастырь было организовано 4 крестных хода с участием большого количества верующих (14 октября—более 2000 человек из разных городов и мест Беларуси).

О заступничестве Небесной Покровительницы свидетельствует Ее явление часовым, охранявшим боеприпасы в подвале Явленской церкви, с приказом убрать их оттуда. Это же явление было и другой смене во главе с офицером, заменившей перепуганных солдат. В части объявили тревогу. Подняли всю братию и сестричество, пытаясь узнать, кто из женщин выходил ночью, но безрезультатно. Между тем, весть о чудесном явлении быстро облетела местечко, что не устраивало атеистически настроенные власти. Для прекращения толков главных свидетелей решили расстрелять, но склад из храма все же убрали, как поведал об этом жительнице Жирович А. Е. Плющевской хорошо знакомый с ней политрук.

 

Посредине Жирович был на улице мостик через ручей, соединявший два пруда, лежавшие по обеим сторонам дороги. На правой стороне мостика находился большой памятник с иконой Крещения Господня. 1 августа сюда ходили с крестным ходом и освящали воду. Однажды мимо проходил офицер, который, глумясь над иконой, выстрелил из револьвера в глаз Спасителя. Вскоре стрелявший засорил себе глаз. Медицинские процедуры не смогли ему помочь, и он ослеп.

045555000.jpg

Архимандрит Серафим Жировичский 

В августе 1941 года двое насельников обители—архимандрит Серафим (Шахмуть) и иерей Григорий Кударенко—по благословению митрополита Пантелеимона покинули монастырь в целях миссионерского путешествия по оккупированной территории. Им предстояло организовать приходскую жизнь там, где она оказалась разрушенной в довоенный период. Первоначально они направились в сторону Минска, затем—в пределы Восточной Беларуси.

После освобождения страны, в 1944 году, миссионеры были арестованы органами НКВД по обвинению в сотрудничестве с гитлеровцами и направлены в лагеря, где о. Серафим принял мученическую кончину (ныне он почитается в лике новомучеников нашей земли). Иерей Григорий, отбыв срок, вернулся в монастырь, принял монашество с именем Игнатий и стал известен как подвижник благочестия.

В 1942 году настоятелем вместо архимандрита Венедикта (Бобковского), ставшего епископом Брестским, был назначен архимандрит Серафим (Кудрявцев), известный высотой духовной жизни и благодатными дарами. Он был выходцем из протоиереев, перед принятием монашества долгое время служил в селе Клещели Белостокского воеводства.

Перед отцом Серафимом стояла непростая задача: путем сохранения лояльности по отношению к новым властям обеспечить мирное существование обители. Но, поддерживая связь с немцами, он вызвал ненависть у партизан, которые искали удобного момента, чтобы расправиться с неугодным настоятелем. Один раз ночью они разбили ворота и ворвались в монастырь, но о. Серафим успел спрятаться.

Со временем испортились отношения и с немецким командованием. Одной польке, жившей в Жировичах, отец Серафим сказал, что «Польша еще будет и ее не разберут». Та оказалась тайной осведомительницей гестапо и донесла на настоятеля. Он был вызван и еле избежал ареста.

15 июля 1943 года архимандрит Серафим внезапно скончался, как было объявлено, от инфаркта. Но по свидетельству некоторых старожилов, он был отравлен партизанской связной, которая работала на монастырской кухне; после этого она сразу покинула обитель и уехала в лес на поджидавшей ее партизанской повозке (впоследствии она погибла в стычке с немцами). В памяти местных жителей отец Серафим запомнился как прозорливец и угодник Божий. Его похоронили за алтарем Явленской церкви, на месте, которое он выбрал еще при жизни, а гроб по его заказу был изготовлен незадолго до кончины.

7458568488.jpg

Архиепископ Боголеп (Анцух)

С 1943 по 1947 гг. настоятелем обители являлся игумен Боголеп (Анцух), любивший во всем порядок и заботившийся о чинном и истовом богослужении. Став во главе монастыря, он наладил духовную и хозяйственную жизнь обители. При нем советские войска освободили Беларусь от оккупантов.

У першыя месяцы акупацыі, яшчэ да пачатку масавага знішчэння людзей, былі расстраляны тыя, хто актыўна ўдзельнічаў у грамадскім жыцці ў перадваенныя гады: піянерважаты Жыровіцкай школы Аляксандр Буркоўскі.

Во время своего отступления гитлеровцы производили грабежи и разрушения. Перед уходом из Жирович они решили взорвать здание бывшего сельхозтехникума—вероятно, чтобы в нем не могли разместиться советские части,—для чего заминировали подвалы. Произвести взрыв должен был офицер, покидавший Жировичи последним. Но когда немецкие части удалились, он пришел к настоятелю, сообщил о полученном задании и добавил, что не сделает этого, потому что ему жаль этого места. Впоследствии подвал разминировали советские саперы.

Перед вступлением в Жировичи советское командование опасалось, что в монастыре мог оказаться сильный опорный пункт противника, а на куполах находятся снайперы. И первым делом решили эти купола уничтожить артобстрелом. Старожилы вспоминали, как над их головами постоянно проносились снаряды. За монастырем кругом были воронки, но ни один выстрел цели не достиг—то недолет, то перелет. Когда в Жировичи вошел первый танк и остановился напротив собора, солдаты были поражены. Они выпустили 22 снаряда, но в купол не попали. Так Божия Матерь явным образом уберегла от разрушения. Свой удел (как свидетельство тех событий, в организующемся монастырском музее хранится болванка от неразорвавшегося минометного снаряда, найденного в земле у стен здания МинДС).

После обстрела в обитель направлена была разведка с ротой автоматчиков, убедившаяся в отсутствии противника. Советские части вошли в монастырь, где в их присутствии отслужили молебен во славу русского воинства.

Еще не окончилась война, а для Жировичского монастыря уже наступал новый период истории. Хотя обитель и обложили немалым натуральным и денежным налогом, но ей оставили те земельные угодья, что были и при Польше. Советское государство вернуло обители Крестовоздвиженский храм, занятый католиками обманным путем еще в 1922 году.

Началась относительно спокойная, размеренная жизнь, явившаяся затишьем перед бурей Хрущевских гонений…

 

 

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО

Указом Президиума Верховного Совета БССР от 15.01.1940 г. уезды упразднялись и устанавливалось деление областей на районы. В составе Барановичской области был образован Слонимский район. 12.10.1940 район разделен на 14 сельсоветов: Глосевичский, Жировичский, Костеневский, Мижевичский, Мелькановичский, Озерницкий, Окуниновский, Петралевичский, Поречский, Селявичский, Сосновский, Трибушковский, Хорошевичский, Шиловичский и образован рабочий поселок Альбертин.

08.01.1954 г. с упразднением Барановичской области Слонимский район вошел в состав укрупненной Гродненской области.

19.01.1965 г. Р. п. Альбертин и д. Лобазовка Петралевичского сельсовета и д. Рыщицы Жировичского сельсовета включены в черту города Слонима.

22.07.1966 г. упразднен Шиловичский сельсовет, а населенные пункты: Б. Шиловичи, М. Шиловичи, Новая Стража, Савичи, Чепелево, Шиловичи (спиртзавод) перечислены в Жировичский сельсовет; Браково, Деревянчицы, Кривая, Сколдичи, Тушевичи Жировичского сельсовета перечислены в Гловсевичский сельсовет.

В связи  с ростом и слиянием населенных пунктов 24.04.1968 за ними сохранялись следующие названия: д. Жировичи и Стайки – д. Жировичи .

Одновременно, в связи с сселением хуторов, ликвидировались хут. Басины Гловсевичского сельсовета и хут. Викия Жировичского сельсовета.

16.03.1987 г. В состав Б. Шиловичского сельсовета из Жировичского сельсовета передана д. Шиловичи.

07.08.1979 г. Образован Б. Шиловичский сельсовет, а в его состав из Жировичского сельсовета переданы Б. Шиловичи, Чепелево, Новая Стража.

 800px-thumbnail 08.09.1876.jpg

СЛОНИМСКОЕ ГЕТТО

Евреи поселились на Беларуси в 14 веке. В конце 18 столетия белорусские земли были присоединены к России. В отношении еврейского населения царизм проводил политику насильственного расселения его в городах и местечках нескольких западных губерний, в так называемой «черте оседлости». Согласно первой всеобщей переписи населения 1897 г. больше всего евреев жило в пяти белорусских уездах, в число которых входил и Слонимский.

Накануне второй мировой войны евреи Слонима составляли две трети его населения, т.е. более 16 тысяч человек. Кроме того, после оккупации Польши Гитлером в Слониме появилось много евреев-беженцев из Варшавы, Лодзи, Белостока.  

С первых дней оккупации Слонима геноцид по отношению к евреям стал очевидным. Узница слонимского гетто Любовь Израилевна Абрамович пишет: « В первые недели немецкой оккупации среди евреев была страшная подавленность. Люди ходили по улицам как тени. Неизвестное будущее тревожило всех. Были первые аресты евреев. Люди пропадали, и никто не знал куда. Ужас охватывал людей все больше и больше…» И это ужас был беспочвенным. Уже через две недели на улицах Слонима появились объявления и приказы, которые унижали и оскорбляли людей еврейской национальности. Они обязывали евреев носить на спине и груди желтые шестиконечные звезды Давида или желтые круги. За нарушение точного размера этой фигуры или места ее крепления грозил расстрел. Евреям приказывалось ходить только по мостовой, снимать шапку перед каждым немецким солдатом и говорить «Добрый день», ходить только по одному, а на работу – колонной. Им запрещалось пользоваться городским транспортом, покупать и продавать, показываться на рынке, в учреждениях, курить папиросы, рожать, быть извозчиками, парикмахерами т.д. Любой немец мог расстрелять еврея за незначительную провинность или без нее и не нес за это никакой ответственности. Но самое страшное было впереди. Это были так называемые «акции» по физическому уничтожению евреев. Их проводили оперативные группы – «айнзатцкоманды», которые двигались на восток вместе с группой армий «Центр». Они состояли из членов СД, СС, гестапо, криминальной полиции, полиции порядка. Каждая насчитывала 500 – 800 головорезов. Одна из таких «айнзатцкоманд» расквартировалась в Слониме уже через две недели после оккупации города. Именно она совершала свои жуткие злодеяния в Слониме и вокруг него. 5 июля «айнзатцкоманд» докладывала, что Слоним «проработан с точки зрения полицейской безопасности». О первой «акции» в Слониме вспоминает Люба Абрамович: «17 июля мы проснулись от ужасных криков. Немцы и полицейские били окна, ломали двери. Они выгоняли на улицу мужчин среднего возраста и молодых. Потом их погнали на городскую площадь, по дороге избивали, издевались, заставляли петь, танцевать. Раввину, который попытался защитить арестованных, отрезали бороду, бросили на землю и начали издеваться. Потом вместе с другими бросили в машину и повезли за город, в сторону деревни Петралевичи, где уже были вырыты ямы…». Среди 1200 расстрелянных во время этой «акции» молодых евреев был и муж Любы Абрамович.

В большинстве городов и других населенных пунктов шло отселение евреев в отдельные огороженные колючей проволокой районы – гетто. Слонимское гетто было создано не сразу, а лишь в декабре 1941 г. О причинах такой отсрочки писал гебитскомиссар Эррен в своем отчете об уничтожении евреев Слонима: «Когда я прибыл в Слоним, в округе было около 25 тысяч евреев. 16 тысяч из них жили в самом Слониме, составляя более двух третей всего городского населения. Создать в городе гетто было невозможно, так как не хватало ни колючей проволоки, ни охраны. Поэтому я заранее сделал все приготовления к проведению предстоящей крупной акции».

Созданное в декабре 1941 г. слонимское гетто занимало большую площадь, прилегающую к реке Щаре и каналу Огинского. Входные ворота находились около здания белорусской школы на бывшей улице Уланской (теперь ул. Советская). Население Слонимского гетто, как, кстати, и гетто других городов и местечек, жило в постоянном страхе за жизнь своих родных и близких. Узник гетто Н. Циринский вспоминает: «Узников гетто ежедневно ловили небольшими группами якобы на работу, обещали хлеб для детей, но снова в гетто они уже не возвращались, так как их расстреливали. Периодически головорезы внезапно окружали гетто, наступали на него, как на фронте, в касках, с пулеметами и автоматами, гранатами и бутылками с горючей жидкость. Все уничтожили, жгли, ловили людей и тысячами везли к местам массовых расстрелов.

 44407057577.jpg

АРХЕТИКТУРНЫЕ ПАМЯТНИКИ ЖИРОВИЧ

В окрестностях Слонима (в 10 км вверх по Щаре) находится старая деревня Жировичи, известная крупным архитектурным ансамблем бывшего униатского монастыря. Первоначальные деревянные постройки не сохранились. На их месте, начиная с XVII в., был создан комплекс каменных сооружений. В конце XVII в. Жировичский монастырь считался самым богатым в Белоруссии и Литве.

Строительство в Жировичах продолжалось до середины XIX в. К этому времени в комплекс входили Успенский собор, Богоявленская  и Крестовоздвиженская церкви, трехэтажный монастырь с семинарией, келии, трапезная, часовня и многочисленные подсобные постройки. Имелась небольшая типография. За оградой монастыря находились сад и пруды.

Четвертый храм – это деревянная Георгиевская церковь, расположенная на старом кладбище недалеко от монастыря. Таким образом, Жировичи представляют собой населенный пункт, в котором сохранилось большое количество архитектурных памятников различных типологических групп.

Успенский собор был заложен  в 1613 г. В 1650 г. строительство было закончено. Монументальная барочная постройка, двухбашенная по фасаду, была позднее перестроена и получила в первой половине XIX в. Современный облик. Собор расположен на главной улице, которая в этом месте расширена, образуя  площадь. Здание трехнефное, одноапсидное, увенчанное куполом. Глубина достигает 50 м при высоте свыше 35 м. Четкость плана несколько нарушена пристройками. С юга к собору примыкает зимняя церковь, с севера – переход в монастырский корпус. Внутри имеются шесть массивных устоев, на которые опираются своды и купол. В западной части над вестибюлем имеются хоры, на которые ведет лестница, размещенная в толще стены главного фасада. Интерьер собора характеризуется парадностью, которая достигается не только декорации, живописью, но и хорошей освещенностью.

Фасад собора представлен дорической ордерной системой: спаренными колоннами в средней части, по одной в углах, и пилястрами на остальных поверхностях стен. Фасад имеет фронтонное завершение, декор совмещает в себе классические элементы и мотивы византийской архитектуры (портал). Наиболее интересной силуэтной частью храма является его купол (пролет около 10 м) с высоким световым барабаном.

Успенский собор возглавляет архитектурный комплекс монастыря и виден за много километров от Жировичей. Его крупномасштабный белокаменный массив вместе с монастырским корпусом живописно вырисовывается на фоне зеленых лесистых холмов и заречной дали. 

Часовня Успенского собора расположена напротив него, через площадь. В своем Построении она двухчастная. Нижняя – собственно часовня (в плане около 11х12 м); верхняя – звонница под куполом. Очевидно, время строительства часовни или ее реконструкция относится к первой половине XIX в. Ее архитектура близка собору и выполнена в формах классицизма.

Пройдя через арку главного входа на территорию монастыря, между собором и кельями, посетителю открывается Богоявленская церковь. Это – безбашенная церковь-каплица, построена в 1796 г. В плане она в виде прямоугольника (около 8х20 м) под двухскатной крышей. Впечатление растянутости фасада по вертикали достигается пучками тонких полуколонн, скульптурным щитом на главном фасаде, который выступает за пределы объема здания. Богатой пластике главного фасада противопоставлены аскетичные боковые поверхности стен. Усиливает силуэтное построение церкви декоративный граненый барабан под куполом. Выполнен он из дерева и врезан в стропила крыши.

Крестовоздвиженская церковь располагается на холме за Богоявленской церковью, образуя третий план застройки монастыря. Построена она также в 1769 г. в стиле барокко. Это – безапсидное сооружение, в плане прямоугольное  (около 12х25), имеет внутри необычное решение в виде так называемой кальварии – храма, посвященного обряду, имитирующему  поломничество в Иерусалим. Поднявшись по ступеням в храм, посетитель попадал на протяженную парадную лестницу.

Лестница занимает половину внутреннего пространства здания и выводит на алтарную площадку, торцовая стена которой искусно расписана перспективной живописью. В рисунке это была также лестница, зрительно как бы продолжающая существующую, окруженная аркадами, тянущимися к куполу с изображением распятия. За счет принятого архитектурного решения и перспективного рисунка достигнут иллюзорный эффект необычной глубины храма. Большие окна хорошо освещали внутреннее пространство, наполняя его светом, и позволяли посетителю уже от входа в деталях рассмотреть роспись интерьера.

Главный фасад церкви изящен по рисунку и динамичен в своем построении. В композиции фасада видна строгая симметрия. Дверной проем, окно, ниша, оконце барабана расположены на одной центральной оси. Этот прием усиливает впечатление устремленности вверх всего сооружения. Две высокие стройные башни с куполками, поставленные одна за другой, как бы фиксирует в пространстве главный и задний фасады храма, создают оригинальный силуэт постройки. Боковые фасады статичны, что достигается расстановкой  пилястр более широким шагом и устройством окон по форме, приближающейся к квадрату.

Деревянная Георгиевская церковь XVII в. Представляет собой простейший тип храма в виде прямоугольного сруба с апсидным прирубом. Крыша у западного фасада имеет небольшой барабан с куполом. Этот декоративный элемент выделяет главный фасад постройки. Простое плановое и объемное решение, скромный набор декоративных деталей церкви приближают ее архитектуру к деревянному народному жилищу.

Расположение Жировичей в живописной лесистой местности, у реки Щары, недалеко от Слонима, с его многочисленными памятниками архитектуры предопределяет их перспективное развитие и как историко-культурного туристского центра республики.

  477777999.jpg

На Гродзеншчыне на працягу часу было пабудавана шмат іўдзейскіх малітоўных дамоў (сінагог). На жаль, большасць з іх не захавалася да нашага часу. Слонімскай сінагоге пашанцавала. Яна захавалася да нашых дзён. Праўда, стан яе выклікае заклапочанасць спецыялістаў і ўсіх, хто цікавіцца гісторыяй свайго краю. Ёсць планы яе рэстаўрацыі і прыстасавання пад музей. Праўда, на жаль, не заўсёды планы здзяйсняюцца, але хочацца спадзявацца, што ў дачыненні да гэтага ўнікальнага помніка архітэктуры ўсё завершыцца паспяхова.

Слонімская сінагога ўзведзена ў 1642 г. у гістарычным цэнтры горада ў сістэме яго абарончых збудаванняў. Яна выканана ў стылі барока. Сінагога ўяўляе сабой квадратны ў плане цагляны будынак пад высокім двухсхільным дахам. Яна ўзведзена па ўстаноўленай у XVII-XVIII стст. Для гэтага тыпу культавых збудаванняў цэнтрычнай дзевяціпольнай планіровачнай схеме: канструкцыя перакрыцця вырашана дзевяццю скляпеністымі пралётамі.

Асноўны аб’ём па перыметру абнесены радам нізкіх пазнейшых пабудоў. Цэнтрычнасць збудавання падкрэслена і двух’яруснымі фасадамі, якія маюць трохвосевую сіметрычную кампазіцыю.

Пластычны акцэнт у прыёмах барока створаны на галоўным усходнім фасадзе будынка – высокі фігурны шчыт на парапеце. У цэнтры размешчана круглае акно-разетка. Галоўны фасад упрыгожаны бакавымі дэкаратыўнымі сценкамі, якія забяспечваюць плаўны пераход да першага яруса прыбудовак. Цэласнасць архітэктурнага аб’ёму падкрэслена лаканічным завяршэннем плоскасцей фасадаў (Караткевіч, Кулагін, 1983).

Арыгінальнасць і своеасаблівасць насычаных дэкаратыўна-арнамантальных матываў інтэр’ера звязаны з культавай сімволікай: матывы з жывёльнага і расліннага свету, культавыя атрыбуты (карона, скрыжалі). У дэкаратыўным вырашэнні інтэр’ера выкарыстана тэхніка грызайлю.

Усе элементы дэкаратыўнай ляпніны былі пакрыты пазалотай і паліхромнай афарбоўкай. 

 ИСТРИЯ РАЗВИТИЯ «ЖИРОВИЧСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА»